НАРКОТИЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ
В конце ХХ века злоупотребление
алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер
эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество
больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ,
за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними
и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось
в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике
страны, социальной сфере и право порядку.
По данным Минздрава России
количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 г. составило
315 тыс. человек. По мнению экспертов реальная численность потребителей
наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз. Системный анализ
показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом
свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией
среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость
токсикоманией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза,
а ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Происходит неуклонное
"омоложение" наркомании. В России средний возраст начала употребления
алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9
года; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно
до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
За пять лет (с 1992 по
1997 год) число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19,3 раза; больных
токсикоманией - в 15,7 раза. Как следует из большинства социологических
исследований и научных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически
употреб ляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той
или иной мере 30-40 проц., а по отдельным регионам эта цифра значительно
выше.
По существующим прогнозам
рост показателей, связанных с употреблением психоактивных веществ, может
продолжаться вплоть до 2005-2010 года. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих
наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение
объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая
в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток,
а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России
среди больных СПИДом более 50 проц. наркоманов, в Европе 70 проц.), инфекционных
гепатитов (в России более 90 проц. наркоманов бо- леют гепатитами), венерических
болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧинфекции зарегистрированы
не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев,
заразившихся от ВИЧинфицированных матерей, больных наркоманией. По данным
международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями,
дает около 10% всех смертей и 20 проц. всех госпитализаций. Причем в настоящее
время около 40 проц. госпитализаций в психиатрические клиники составляют
подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией
и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства
наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее
страны.
Очень высока криминогенность
среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ. В 1998 году несовершеннолетними
совершено более 11 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом
наркотиков (это на 9,5 проц. больше, чем в 1997 году). Органами внутренних
дел выявлено более 1,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления
под воздействием ПАВ. Дифференцированный анализ отечественной и мировой
наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих
негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические,
социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия
- глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям
общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.
В последние годы Россия
начала играть роль крупного рынка сбыта наркотиков. В геополитическом
плане наша страна оказалась на путях мировых потоков наркотиков, а также
стала пограничной страной по отношению к тем странам и регионам, в которых
наркобизнес является одним из основных средств получения денег на оружие,
ведение войн, осуществление террористических актов. В самой России и граничащих
странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан,Казахстан
и др., что влияет на распространенность наркотиков в масштабах всей страны.
Среди основных причин,
влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой
среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60%
опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства,
отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются
в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах,
в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками.
Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки
сбыта наркотиков в детскоподростковой среде. В результате общество столкнулось
с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических
средств. Поэтому, без жестких мер противодействия незаконному обороту
наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам, добиться реального
повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только
за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных
работников не представляется возможным.
Следующим важным фактором
наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной
психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний,
начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической
ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, мощный
прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных
с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства
и подражания; с другой - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных
работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур
с потребителями ПАВ.
Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация
и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей,
родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число
молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных
слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях
гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются
с финансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньгами.
Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую мо лодежную
субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое
времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни.
На уровне личностных
факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков
и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность,
наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера,
проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств.
Немалый "вклад" в ухудшение здоровья детей и подростков и создание
благоприятной почвы для распространения наркомании вносит современная
система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические
нагрузки, обусловленные существующей системой образования.
Низкий качественный уровень
подготовки в массовой общеобразовательной школе, очевидно, стал причиной
создания элитных школ, так называемых школ "нового типа" (гимназии,
колледжи и т.п.). Элитные школы являются экспериментальной базой для внедрения
новых, "прогрессивных" методов обучения. При этом программы
обучения не сертифицированы гигиенистами, внедряются без участия органов
здравоохранения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиенической
и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не соответствуют
возможностям растущего организма, что могут способствовать инвалидизации.
Например, с компьютеризацией связывают возникновение заболеваний органов
зрения у 40% школьников.
Отрицательно сказывается
на здоровье учащихся совмещение учебы с трудовой деятельностью. Как правило,
дети, вынужденные совмещать учебу и работу - это дети из низко обеспеченных
семей, у которых дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно
качественным питанием и другими факторами, связанными с низким уровнем
жизни семьи. Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающегося,
несбалансированных режимов его умственной деятельности, про изводительного
труда и отдыха.
Сокращение сети дошкольных
образовательных учреждений и сокращение охвата детей общественным дошкольным
образованием (на 01.01.99 только 53,9 проц. детей в возрасте от 1 до 6
лет посещают дошкольные учреждения) дополнительно сказывается на возможности
проведения соответствующей воспитательной работы среди детей дошкольного
возраста и их родителей.
Также существенным отягощающим
фактором риска возникновения наркомании является высокая соматическая
заболеваемость учащихся. Существующее положение в школе, конечно, наряду
со всеми негативными явлениями в повседневной жизни школьников, привело
к значительному ухудшению показателей их здоровья.
По данным Минздрава России:
до 50 проц. гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного
и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах таких школьников
20-30 проц.; повышенная невротизация диагностируется у 55-83 проц. учащихся
школ нового типа, а более половины учеников этих школ имеют хронические
болезни. Среди практически здоровых - две трети детей имеют морфофункциональные
изменения; в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих
на организм ребенка, у 25 проц. детей и подростков развивается синдром
астенизации физического развития, характеризующийся уменьшением массы
тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости легких; из 6 млн. подростков,
прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет, у 94,5 проц.
были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых - близорукость
(за время обучения число детей с близорукостью увеличивается в пять раз),
заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения,
нервной системы, причем распространенность заболеваний, ограничивающих
выбор профессии, достигает 30 проц.; распространенность психических заболеваний
среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15 проц., частота
психичес- ких заболеваний достигает у детей 15 проц., у подростков - 20-
25 проц., психические заболевания являются причиной инвалидности с детства
в 70 проц. случаев, непригодности к военной службе - в 33 проц. случаев.
В детских домах психически здоровы лишь 10 проц. детей, а в приютах практически
все дети имеют клинически выраженные нервно-психические расстройства,
причем треть из них - в стадии де компенсации.
Отсюда следует, что современная
система образования в российских школах вносит свой "весомый вклад"
в ухудшение общесоматического и психического здоровья учащихся, наряду
с другими неблагоприятными влияниями повседневной жизни. Учащиеся с перечисленными
нарушениями относятся к группам риска и нуждаются в специализированной
медицинской и психологической помощи.
Таким образом, эпидемия
наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных
личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным
взаимодействием и взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного
биопсихосоциального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочтительных
подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием
потенциала заинтересованных государственных институтов и общественности.
Обращает также на себя внимание низкий уровень информированности населения
о профилактике наркотической патологии и малая дос тупность квалифицированной
бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам,
больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к
употреблению ПАВ.
Около 60 проц. опрошенных
детей и подростков и 28 проц. взрослых не представляли, куда можно обратиться
при появлении наркотических проблем. Причем, в основном, население ориентировано
на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные
детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой
наркологии большинство граждан не в состоянии. В этой ситуации возникает
особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих
с детьми и молодежью - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных
педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода
к решению проблем профилактики наркомании.
|