КОНЦЕПЦИЯ
КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ (КАПР)
Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в
рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое
содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный
результат и реализуется государственными и общест венными структурами.
Такое понимание профилактики как системы деятельности позволя ет в общегосударственной
системе профилактики употребления и оборота наркотических средств выделить
подсистему профилактической деятельности в образовательной среде, которая
имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции прежде
всего Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения
Российской Федерации, органов управления образованием и органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Отечественный и зарубежный
опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными
являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни
и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой
основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное
(образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния
наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании, разработана
Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которая
предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании
объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских
мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих
достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально
опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразовательных учреждений,
учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования
и других образовательных учреждений, а также использовать последние достижения
современных образовательных, психологических и медико-социальных технологий
в области профилактики наркомании. Следовательно, КАПР позволяет решать
задачи не только первичной, но и обязательно вторичной и третичной профилактики,
т.е. вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых
и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов
и рецидивов заболевания. При таком подходе обеспечивается решение вопросов
контролирования групп детей и подростков, прошедших первичное лечение
или реабилитацию по поводу наркомании и вернувшихся в то или иное образовательное
учреждение.
Профилактическая деятельностъ
в образовательной среде согласно Концепции КАПР включает следующие основные
принципы:
1. Комплексность
Согласованное взаимодействие:
на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за различные
аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей
компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной
защиты населения, правоохранительные органы и др.); на профессиональном
уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности
которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги,
дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные
педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);
в системе образования - органов управления образованием на федеральном,
региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений,
отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических
мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.
2. Дифференцированность
Дифференциация целей,
задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом: во-первых,
возраста. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей старшего
дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет),
среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста
(15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых,
степени вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделение
детскоподростковых и молодежных групп, не вовлеченных в наркогенную ситуацию,
но относящихся к "группе риска наркотизации", например, лишенных
родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности; имеющих
различные проблемы в развитии и поведении ("трудные и проблемные"
дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребители наркотиков);
заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает свою специфику профилактическая
работа со студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений.
3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
Этот принцип включает
формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих
ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку,
государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами
их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является
одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае
заболевания служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации.
4. Многоаспектность
Сочетание различных направлений
целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической
деятельности в образовательной среде являются: социальный аспект, ориентированный
на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих
выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему
психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых
личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков "быть
успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор
в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;
образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических,
медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления
ПАВ. Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность
ее воздействия на различные уровни в поле субъект- объектных взаимодействий
при осуществлении профилактических мероприя тий: социально-средовое воздействие,
направленное на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков
и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры; воздействие на
"саморазрушающее" поведение детей и подростков, вовлеченных
в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся ("девиантные")
формы поведения детей группы риска; воздействие, связанное с индивидуальными
или групповыми формами оказания профилактической помощи.
5. Последовательность (этапность)
Принцип последовательности
или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть: разделены
на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы
одномоментно или аврально, по типу разовой кампании; на каждом этапе возможность
реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим
целевым финансированием; для обеспечения последовательности или "алгоритма"
шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить
социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку
субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но
и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения,
системы социально-психологической поддержки.
6. Легитимность
Легитимность предусматривает
необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности.
К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные
акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции
и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся
также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной
степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические
мероприятия. Таким образом, правовые границы антинаркотической профилактики
предусматривают: действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию
органа или лиц, осуществляющих профилактические меры; действия, не нарушающие
права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому
относятся эти профилактические мероприятия. При этом может возникать правовая
ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления первичной
и вторичной профилакти ческой помощи не запрещены, однако не регламентированы
нормативными актами. Например: доврачебная и врачебная диагностика наркотического
опьянения в образовательном учреждении; диагностика употребления наркотиков
методом тестирования; социальное вмешательство специалиста в семью при
риске наркотизации для ребенка. Следовательно, компетенция органов и лиц,
осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных
ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных
актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические
задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках
концепции активной, системной первичной профилактики; использование мирового
и российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков,
организации раннего выявления потребителей и их оздоровления, социальнопсихологической
реабилитации, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов - с
другой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе
правовая, подготовка специалистов, участвующих в оказании профилактической
помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав
несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему активных профилактических
мер, влекущих принуждение и ограничение его прав. Нельзя предоставлять
органам и лицам, осуществляющим профилактику, право проводить диагностику
наркотического опьянения, употребления ПАВ, не сформировав в том же нормативном
акте механизм защиты прав и достоинства ребенка, по отношению к которому
осущест вляются эти действия.
Цели Концепции КАПР в
образовательной среде снижение спроса на наркотики и другие психоактивные
вещества;
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом, а
также сопутствующих заболеваний; снижение численности групп риска потребления
ПАВ; снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
Основные задачи Концепции
КАПР в образовательной среде вовлечение в профилактическую антинаркотическую
деятельность всех без исключения учреждений системы образования; улучшение
качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических
установок; улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья
и изменения ценностной ориентации учащихся; повышение качества здоровья
детей и молодежи; улучшение криминогенной обстановки в регионе;разъединение
наркотических асоциальных групп; возвращение в образовательные учреждения
детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью
и осу ществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов
и рецидивов заболевания; оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной
и реабилитационной помощи; осуществление антинаркотической профилактической
работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи; создание
в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к наркотикам
и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно
устойчивых учащихся; создание системы раннего выявления и контроля лиц,
приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы,
семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.); реализация этапов профилактической
деятельности: создание организационных структур; подготовка: кадров, нормативноправовой
базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований;
взаимодействие с различными государственными, общественными, частными
учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.
Концепция КАПР учитывает
все многообразие факторов, способс- твующих развитию наркомании, главным
образом, личностные особенности детей и подростков, значимых для образовательных
учреждений. Благодаря использованию последних достижений современных медицинских
технологий (иммунохроматические тесты на наркотики), мероприятия в рамках
концепции КАПР позволяют активно и целенаправленно не только выявлять
заболевших на ранних стадиях заболевания (диспансеризация, профосмотры
и т.д.), но и изменять менталитет учащихся, показывая, что прием наркотиков
скрыть невозможно.
Однако нельзя не брать
в расчет приведенного выше условия ограниченного финансирования, т.е.
ни одна структура не может взять на себя все расходы по профилактике.
В условиях нашей страны, когда практически нет благотворительных организаций,
необходимо включить в КАПР максимально возможное число семей учащихся,
которые должны взять на себя целый ряд функций по реализации профилактической
программы. Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье в
рамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношения
отдельных семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросам
формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового
образа жизни, трудностей установления контактов и взаимодействия со специалистами
при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой
помощи, в условиях, когда сами профессиональные группы лиц, работающие
с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, социальные педагоги
и социальные работники, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних
(ПДН) также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со сво
ими подопечными.
Фактически речь идет
не только и не столько о разработке и принятии в качестве отправной точки
всех профилактических мероприя- тий новой концепции, но и о создании совершенно
новой организационной структуры в рамках образовательных учреждений. Прообраз
такой структуры может быть смоделирован в виде двух базовых федеральных
центров Минобразования России - организационно-методического и реабилитационного.
Эти центры должны соответствовать трем основным задачам: учебно-методический
полигон мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных
учреждениях, включая решение задач реабилитации; действующий в реальной
образовательной среде прототип будущих региональных центров профилактики
и реабилитации; информационный узел, позволяющий адекватно интерпретировать
результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической
ситуации и эффективности профилактики наркозависимости.
Внедрение новой системы
профилактики происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное
введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое
определение этапов внедрения, что позволяет сделать КАПР наиболее эффективной.
ПЕРВЫЙ ЭТАП - этап неотложных мероприятий. Организационно-методически
данный этап может быть реализован в рамках текущего финансирования и действующего
законодательства. Принятие концепции КАПР в качестве стратегического направления
позволяет использовать существующие возможности и объединить разрозненные
усилия по профилактике наркомании в системе образовательных учреждений.
Внедрение первого этапа происходит постепенно по мере готовности отдельных
составляющих: создание единого организационно-методического центра в структуре
системы образования согласно концепции КАПР с соответствующими тематическими
отделами (организационнометодический, учебный, профилактический, реабилитационный,
юридический, медицинский, отдел мониторинга, отдел информационной службы
и взаимодействия с общественностью); разработка нормативно-правовой базы
профилактической деятельности в образовательной среде; создание центра
реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью; открытие профилактических
кабинетов в средних и высших профессиональных учреждениях; создание инструктивно-методологической
базы для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодежи
с проблемами зависимости от ПАВ в действующих ППМС-центрах; модификация
действующих программ профилактики; внедрение интернет-информационной системы
по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи; разработка
системы показателей и методического обеспечения проведения мониторинга
наркотической ситуации в детскомолодежной среде; модификация системы профилактических
осмотров; создание пакета информационно-методической документации для
начальной переподготовки кадров на местах.
ВТОРОЙ ЭТАП - этап организационных
мероприятий: создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
воспитателей, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений
и школ, социальных работников; создание региональной сети учебно-методических
центров профилактики; создание специализированного издательства, включая
издание га зеты и журнала; разработка альтернативных программ в системе
концепции КАПР, адаптированных к различным регионам; создание полномасштабной
системы мониторинга в России, позволяющей оценить не только уровень распространения
наркомании, но степень эффективности профилактических мероприятий, в том
числе и в отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений; разработка
различных моделей позитивных ценностных ориентаций в области социально-духовной
деятельности; организация спортивных соревнований и иных эффективных форм
досуга.
Фактически данный этап
следует рассматривать как переходный, подготовительный для 3 этапа. Выделение
этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается
уже в период действия 1 этапа. Задачи 2 этапа реализуются постепенно по
мере готовности организационной, нормативноправовой, научно-методической
и финансово-материальной базы.
ТРЕТИЙ ЭТАП - этап полного
развертывания программ, соответствующих концепции КАПР. Данный этап вводится
дифференцированно по различным регионам: внедрение в большинстве регионов;
мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических
мер; разработка новейших методов и приемов профилактики; сравнительное
обобщение российского и международного опыта.
Концепция КАПР предполагает создание следующих профилактических программ:
активная профилактическая деятельность в образовательных учреждениях;
активная профилактическая деятельность в семье; активная профилактическая
деятельность в организации внеучеб ной и досуговой деятельности детей
и молодежи.
|