КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ (КАПР)

         Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общест венными структурами. Такое понимание профилактики как системы деятельности позволя ет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборота наркотических средств выделить подсистему профилактической деятельности в образовательной среде, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции прежде всего Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления образованием и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
         Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании, разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и других образовательных учреждений, а также использовать последние достижения современных образовательных, психологических и медико-социальных технологий в области профилактики наркомании. Следовательно, КАПР позволяет решать задачи не только первичной, но и обязательно вторичной и третичной профилактики, т.е. вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания. При таком подходе обеспечивается решение вопросов контролирования групп детей и подростков, прошедших первичное лечение или реабилитацию по поводу наркомании и вернувшихся в то или иное образовательное учреждение.
         Профилактическая деятельностъ в образовательной среде согласно Концепции КАПР включает следующие основные принципы:
1. Комплексность
         Согласованное взаимодействие: на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.); на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних); в системе образования - органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.
2. Дифференцированность
         Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом: во-первых, возраста. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых, степени вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделение детскоподростковых и молодежных групп, не вовлеченных в наркогенную ситуацию, но относящихся к "группе риска наркотизации", например, лишенных родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении ("трудные и проблемные" дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребители наркотиков); заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает свою специфику профилактическая работа со студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений.
3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
         Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации.
4. Многоаспектность
         Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются: социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние; психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков; образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ. Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект- объектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприя тий: социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры; воздействие на "саморазрушающее" поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся ("девиантные") формы поведения детей группы риска; воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами оказания профилактической помощи.
5. Последовательность (этапность)
         Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть: разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании; на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием; для обеспечения последовательности или "алгоритма" шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.
6. Легитимность
         Легитимность предусматривает необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают: действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры; действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия. При этом может возникать правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления первичной и вторичной профилакти ческой помощи не запрещены, однако не регламентированы нормативными актами. Например: доврачебная и врачебная диагностика наркотического опьянения в образовательном учреждении; диагностика употребления наркотиков методом тестирования; социальное вмешательство специалиста в семью при риске наркотизации для ребенка. Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепции активной, системной первичной профилактики; использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков, организации раннего выявления потребителей и их оздоровления, социальнопсихологической реабилитации, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов - с другой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в оказании профилактической помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему активных профилактических мер, влекущих принуждение и ограничение его прав. Нельзя предоставлять органам и лицам, осуществляющим профилактику, право проводить диагностику наркотического опьянения, употребления ПАВ, не сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и достоинства ребенка, по отношению к которому осущест вляются эти действия.
         Цели Концепции КАПР в образовательной среде снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний; снижение численности групп риска потребления ПАВ; снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
         Основные задачи Концепции КАПР в образовательной среде вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования; улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок; улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся; повышение качества здоровья детей и молодежи; улучшение криминогенной обстановки в регионе;разъединение наркотических асоциальных групп; возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью и осу ществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания; оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи; осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи; создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся; создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.); реализация этапов профилактической деятельности: создание организационных структур; подготовка: кадров, нормативноправовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований; взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.
         Концепция КАПР учитывает все многообразие факторов, способс- твующих развитию наркомании, главным образом, личностные особенности детей и подростков, значимых для образовательных учреждений. Благодаря использованию последних достижений современных медицинских технологий (иммунохроматические тесты на наркотики), мероприятия в рамках концепции КАПР позволяют активно и целенаправленно не только выявлять заболевших на ранних стадиях заболевания (диспансеризация, профосмотры и т.д.), но и изменять менталитет учащихся, показывая, что прием наркотиков скрыть невозможно.
         Однако нельзя не брать в расчет приведенного выше условия ограниченного финансирования, т.е. ни одна структура не может взять на себя все расходы по профилактике. В условиях нашей страны, когда практически нет благотворительных организаций, необходимо включить в КАПР максимально возможное число семей учащихся, которые должны взять на себя целый ряд функций по реализации профилактической программы. Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье в рамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношения отдельных семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, трудностей установления контактов и взаимодействия со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи, в условиях, когда сами профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со сво ими подопечными.
         Фактически речь идет не только и не столько о разработке и принятии в качестве отправной точки всех профилактических мероприя- тий новой концепции, но и о создании совершенно новой организационной структуры в рамках образовательных учреждений. Прообраз такой структуры может быть смоделирован в виде двух базовых федеральных центров Минобразования России - организационно-методического и реабилитационного. Эти центры должны соответствовать трем основным задачам: учебно-методический полигон мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации; действующий в реальной образовательной среде прототип будущих региональных центров профилактики и реабилитации; информационный узел, позволяющий адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики наркозависимости.
         Внедрение новой системы профилактики происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения, что позволяет сделать КАПР наиболее эффективной.
ПЕРВЫЙ ЭТАП - этап неотложных мероприятий. Организационно-методически данный этап может быть реализован в рамках текущего финансирования и действующего законодательства. Принятие концепции КАПР в качестве стратегического направления позволяет использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия по профилактике наркомании в системе образовательных учреждений. Внедрение первого этапа происходит постепенно по мере готовности отдельных составляющих: создание единого организационно-методического центра в структуре системы образования согласно концепции КАПР с соответствующими тематическими отделами (организационнометодический, учебный, профилактический, реабилитационный, юридический, медицинский, отдел мониторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общественностью); разработка нормативно-правовой базы профилактической деятельности в образовательной среде; создание центра реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью; открытие профилактических кабинетов в средних и высших профессиональных учреждениях; создание инструктивно-методологической базы для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодежи с проблемами зависимости от ПАВ в действующих ППМС-центрах; модификация действующих программ профилактики; внедрение интернет-информационной системы по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи; разработка системы показателей и методического обеспечения проведения мониторинга наркотической ситуации в детскомолодежной среде; модификация системы профилактических осмотров; создание пакета информационно-методической документации для начальной переподготовки кадров на местах.
         ВТОРОЙ ЭТАП - этап организационных мероприятий: создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателей, педагогов, психологов дошкольных образовательных учреждений и школ, социальных работников; создание региональной сети учебно-методических центров профилактики; создание специализированного издательства, включая издание га зеты и журнала; разработка альтернативных программ в системе концепции КАПР, адаптированных к различным регионам; создание полномасштабной системы мониторинга в России, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но степень эффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений; разработка различных моделей позитивных ценностных ориентаций в области социально-духовной деятельности; организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.
         Фактически данный этап следует рассматривать как переходный, подготовительный для 3 этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается уже в период действия 1 этапа. Задачи 2 этапа реализуются постепенно по мере готовности организационной, нормативноправовой, научно-методической и финансово-материальной базы.
         ТРЕТИЙ ЭТАП - этап полного развертывания программ, соответствующих концепции КАПР. Данный этап вводится дифференцированно по различным регионам: внедрение в большинстве регионов; мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер; разработка новейших методов и приемов профилактики; сравнительное обобщение российского и международного опыта.
Концепция КАПР предполагает создание следующих профилактических программ: активная профилактическая деятельность в образовательных учреждениях; активная профилактическая деятельность в семье; активная профилактическая деятельность в организации внеучеб ной и досуговой деятельности детей и молодежи.

К оглавлению

 

Hosted by uCoz