ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем использования различных профилактических моделей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. В настоящее время наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Конкретная реализация профилактических программ возможна только в рамках концепции комплексной активной профилактики и реабилитации.
         Данная Концепция нацелена на профилактическую работу не только с "группами риска", но и с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Кроме того, она обеспечивает комплексный подход и активное выявление заболевших, динамический контроль за процессом реабилитации, а также позволяет оценить эффективность профилактических программ.
Внедрение новой Концепции в силу особенности сложившейся ситуации необходимо проводить в три этапа. Первый - этап неотложных мероприятий, второй - этап научно-организационных мероприятий, третий - этап полного развертывания КАПР.
         Для обеспечения внедрения системной профилактики в образовательной среде необходимо предварительно решить ряд организационных вопросов - учредить Координационный совет по профилактике наркомании в образовательной среде при Министерстве образования Российской Федерации, создать организационно-методический и реабилитационный центры в рамках того же министерства. Указанные центры будут являться: учебно-методическими полигонами всеобъемлющих мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации; действующими в реальной образовательной среде прототипами будущих региональных центров профилактики и реабилитации; информационными узлами, позволяющими адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики наркозависимости.
         Кроме того, любым конкретным шагам в области профилактики должно предшествовать создание и утверждение соответствующего нормативно-методического обеспечения, полностью учитывающего современные правовые, социальные, педагогические нормы. Наличие указанной нормативнометодической базы позволит непосредственно приступить к реализации мероприятий первого и последующих этапов КАПР.
         Предложенная Концепция является основой для разработки конкретных нормативных документов и программ в области профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Г Л О С С А Р И Й

Для целей настоящей Концепции употребляются следующие основные термины:

  • Образовательная среда - совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся.
  • Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства.
  • Злоупотребление психоактивными веществами - неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
  • Профилактика злоупотребления психоактивными веществами - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).
  • Первичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
  • Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальых, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.
  • Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация комплекс социальных, образовательных и медикопсихологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
  • Образовательная модель профилактики - основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образова тельных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.
    Медицинская модель профилактики - основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании - заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.
  • Психосоциальная модель профилактики - основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ.
  • Реабилитационный потенциал - прогностическая оценка потенциальных возможностей наркологического больного к выздоровлению, возвращению в семью и к общественно полезной деятельности, основанная на объективных данных о наследственности, социальном статусе, особенностях био-психодуховного развития, а также тяжести наркологического заболевания. В практическом отношении - это терапевтическая и социально-реабилитационная перспектива.
  • Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью - учреждение, осуществляющее комплекс педагогических, медикопсихологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.
    Стратегия сдерживания - государственная политика, направленная на предупреждение (сдерживание) незаконного распространения и роста злоупотребления психоактивными веществами, а также увеличения масштабов медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
  • Наркотики - психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических средств.
  • Наркомания - хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений.
  • Токсикомания - хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в официальный список наркотических средств.
  • Потребители наркотиков - лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.
    Группа риска наркотизации - группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующаяся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска наркотизации является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди: лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства; экспериментировав шие с первыми пробами различных психоактивных веществ; имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отк лонениями.
  • Мониторинг наркотической ситуации - повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.
  • Диагностические тесты на наличие психоактивных веществ - медицинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохроматографического выявления в моче испытуемого ПАВ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамины и др.). Используются монотесты и мультитесты; последние применяются для диагностики нескольких ПАВ.

Приложение 2

Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях общего и начального профессионального образования

Основные направления работы:

1. Профилактическая работа с родителями: заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог.

1.1. Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок: родительский университет, организация групп родительской поддержки для "проблемных" семей.
1.2. Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними: семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи "проблемной" семье.
1.3. Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал наркотизироваться; уходит из дома; прошел антинаркотическое лечение, находится на реабилитации и т.д.): консультирование по вопросам "семейного примирения", информи- рование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов "Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ".

2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми: заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической культуры, учителяпредметники, школьный врач, лекторы - специалисты по вопросам развития и здоро вого образа жизни.

2.1. Разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, физическая культура).
2.2. Разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ (обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости).
2.3. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.
2.4. Разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий: тематические "круглые столы", дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ.
2.5. Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами за висимости от ПАВ.

3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждении Зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, воспитатель, социальный педагог, школьный врач, специалисты по вопросам предупреждения безнадзорности, правонарушений, ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков.
3.1. Организация внутришкольного наркопоста при школьном медицинском кабинете, включая следующие формы работа: учет обучающихся с "риском" наркотизации и проблемами наркозависимости; методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы в образовательном учреждении; проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации; консультирова ние родителей по проблемам взаимоотношений с наркотизирующимся ре бенком.
3.2. Организация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ-тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде.
3.3. Организация взаимодействия между образовательным учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки "проблемных" семей в целях создания на уровне дома, двора, школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.
3.4. Организация условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа наркоситуации в школьном микрорайоне и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию.

Приложение 3

Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Основные направления работы

1. Профилактическая работа с родителями

1.1. Информирование родителей о случаях наркотизации студента; о целесообразности внутрисемейного контроля наркотизации на основе доврачебных диагностических тестов употребления наркотиков.
1.2. Организация среди родителей, нетерпимо относящихся к наркотизации обучающихся подростков и молодежи, групп родительской поддержки при наркопостах и кабинетах профилактики, созданных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

2. Воспитательно-педагогическая работа с подростками и молодежью, обучающимися в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

2.1. Разработка превентивных воспитательных и информативных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ в условиях студенческого общежития.
2.2. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов для воспитателей общежитий образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.
2.3. Организация наркопостов и кабинетов профилактики в общежитиях образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.
2.4. Проведение регулярных и тематических антинаркотических мероприятий: тематические "круглые столы", дискуссии, тематические дискотеки "Молодежь против наркотиков".
2.5. Формирование групп психологической поддержки лиц с проблемами зависимости среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Организация взаимодействия между указанными группами и ру ководством образовательных учреждений.

3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

3.1. Разработка методического обеспечения наркопостов и кабинетов профилактики при образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
3.2. Разработка и внедрение моделей межвузовского центра реабилитации подростков и молодежи с наркозависимостью и организация подобных центров.
3.3. Организация моделей мониторинга распространенности употребления наркотиков среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Приложение 4

Профилактическая антинаркотическая помощь семье. Основные направления работы:

1. Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок. 2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.
3. Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами.
4. Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума
благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.

Пути взаимодействия специалистов и групп социальной поддержки.

Образовательное учреждение
(заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог, школьный врач)

Органы внутренних дел. Органы и учреждения социальной защиты населения

Основные формы и средства антинаркотической помощи семье.

1. Лекционная - через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете.
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, лекторы - специалисты по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
2. Индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных" дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
Заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты психолого-медикопедагогических комиссий, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
3. Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для "проблемных" семей.
зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психологопедагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи.
4. Выявление родителей группы "риска" алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи.
Школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5. Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование.
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, специалисты служб социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел.
6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.
Социальный педагог, школьный психолог, специалисты служб социальной защиты населения, работники органов внутренних дел.

Приложение 5

Профилактическая антинаркотическая работа во внешкольных учреждениях и сфере досуга

Основные направления работы

Основы профилактической помощи должны быть развернуты на уровне конкретного муниципального образования и микрорайона через программы типа "Образовательное учреждение - микрорайон - семья" при непосредственном участии социальных педагогов образовательного учреждения, социальных работников службы социальной защиты населения.
Цель внедрения методов профилактической работы в микрорайоне- обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-оздоровительной работы с детьми в образовательной среде.

1. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в микрорайоне

1.1. Составление социального паспорта микрорайона с определением "зон риска", связанных с распространением наркотиков, учетом "трудных и проблемных семей" микрорайона, нерешенных социальных проблем (наличие спортивных площадок и секций для детей и подростков, контроль за работой баров, кафе и дискотек, в которых допускается употребление алкогольных напитков или психоактивных веществ детьми и подростками).
1.2. Организация на уровне конкретного муниципального образования, микрорайона под социальным патронажем образовательного учреждения общественных многопрофильных детско-подростковых клубов; создание клубного пространства с обязательным привлечением к работе клубов специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и разв лекательных программ.
1.3. Установление через социальных педагогов образовательного учреждения взаимодействия с депутатской группой, общественными благотворительными объединениями, которые работают в микрорайоне и в рамках своей деятельности оказывают социальнопсихологическую помощь и поддержку проблемным семьям и детям с риском наркотизации.

2. Воспитательная антинаркотическая профилактическая работа с детьми и подростками в микрорайоне

2.1. Организация и развитие на уровне микрорайона через общественные клубы, учреждения дополнительного образования детей, центры социально-реабилитационной направленности различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы по оказанию поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям микрорайона; участие социальных педагогов образовательного учреждения, школьного врача совместно с социальными работниками в организации из числа положительно ориентированных подростков и молодых людей групп взаимопомощи по предупреждению употребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи.
2.2. Организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи по месту жительства (благоустройство микрорайона, проведение микрорайонных конкурсов на лучшие дворовые площадки); установление через социальных педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости населения для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров на работу подростков во время каникул, в свободное от учебы время.
2.3. Организация летнего спортивно-ориентированного отдыха для детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также для детей и подростков из групп риска наркотизации.

3. Учебно-методическая антинаркотическая профилактическая работа со специалистами в микрорайоне

3.1. Разработка для курсов последипломной подготовки и переподготовки социальных работников и социальных педагогов программ развития активной антинаркотической работы в семье и микрорайоне, программ организации для детей и молодежи досуга, свободного от употребления психоактивных веществ.
3.2. Распространение нового социально-педагогического опыта в предупреждении употребления психоактивных веществ, освещение антинаркотической профилактической работы в местных средствах массовой информации.

Приложение 6

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ

1. КОМПЛЕКСНОСТЬ, СОГЛАСОВАННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
- ВЕДОМСТВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
- СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ
- ПЕДАГОГОВ, ШКОЛЬНЫХ И МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ, ВРАЧЕЙ НАРКОЛОГОВ, СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ, СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И ДР.
- ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ, МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ.
2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ:
- ПО ВОЗРАСТУ
- ПО СТЕПЕНИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В НАРКОГЕННУЮ СИТУАЦИЮ (ЗДОРОВЫЕ, "ПОТРЕБИТЕЛИ", БОЛЬНЫЕ)
- ОТНОСЯЩИХСЯ К ГРУППЕ РИСКА
3. АКСИОЛОГИЧНОСТЬ (ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ)
4. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (ЭТАПНОСТЬ)
- 1 ЭТАП - НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- 2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- 3 ЭТАП - ПОЛНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ
6. ЛЕГИТИМНОСТЬ

Приложение 7

КОНЦЕПЦИЯ  К А П Р
(КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ)

ЦЕЛИ КАПР
СНИЖЕНИЕ: СПРОСА, ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, ПОСЛЕДСТВИЙ
________
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА: ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ,
__________________ ЗДОРОВЬЯ, ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ;
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
_________________________ УЧРЕЖДЕНИЕ, СЕМЬЯ, ДОСУГ;
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМЫХ
______________________________________________________
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПРОШЕДШИХ ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЮ;
______________________________________________________
СУБЪЕКТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАПР
______________________________
ДЕТИ ПОДРОСТКИ МОЛОДЕЖЬ РОДИТЕЛИ
СРЕДЫ РЕАЛИЗАЦИИ КАПР
____________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СЕМЬЯ МЕСТА ДОСУГА
ПРИНЦИПЫ КАПР
____________
КОМПЛЕКСНОСТЬ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ,
АКСИОЛОГИЧНОСТЬ, МНОГОАСПЕКТНОСТЬ,
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ЛЕГИТИМНОСТЬ
ЭТАПЫ КАПР
____________________
I II III
НЕОТЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛНОЕ
МЕРОПРИЯТИЯ МЕРОПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ
ПРОГРАММ
-------------------------

 

К оглавлению

 

Hosted by uCoz