ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией
проводится путем использования различных профилактических моделей. Структура
последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция
профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер
жизнедеятельности детей и молодежи - семья, образовательное учреждение,
досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. В настоящее
время наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Конкретная
реализация профилактических программ возможна только в рамках концепции
комплексной активной профилактики и реабилитации.
Данная Концепция нацелена
на профилактическую работу не только с "группами риска", но
и с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Кроме того, она обеспечивает
комплексный подход и активное выявление заболевших, динамический контроль
за процессом реабилитации, а также позволяет оценить эффективность профилактических
программ.
Внедрение новой Концепции в силу особенности сложившейся ситуации необходимо
проводить в три этапа. Первый - этап неотложных мероприятий, второй -
этап научно-организационных мероприятий, третий - этап полного развертывания
КАПР.
Для обеспечения внедрения
системной профилактики в образовательной среде необходимо предварительно
решить ряд организационных вопросов - учредить Координационный совет по
профилактике наркомании в образовательной среде при Министерстве образования
Российской Федерации, создать организационно-методический и реабилитационный
центры в рамках того же министерства. Указанные центры будут являться:
учебно-методическими полигонами всеобъемлющих мероприятий по профилактике
наркозависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач
реабилитации; действующими в реальной образовательной среде прототипами
будущих региональных центров профилактики и реабилитации; информационными
узлами, позволяющими адекватно интерпретировать результаты мониторинга
по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации
и эффективности профилактики наркозависимости.
Кроме того, любым конкретным
шагам в области профилактики должно предшествовать создание и утверждение
соответствующего нормативно-методического обеспечения, полностью учитывающего
современные правовые, социальные, педагогические нормы. Наличие указанной
нормативнометодической базы позволит непосредственно приступить к реализации
мероприятий первого и последующих этапов КАПР.
Предложенная Концепция
является основой для разработки конкретных нормативных документов и программ
в области профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1
Г Л О С С А Р И Й
Для
целей настоящей Концепции употребляются следующие основные термины:
- Образовательная
среда - совокупность учреждений, служб системы образования, а также
семей обучающихся.
-
Психоактивные
вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие
на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие;
к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие
средства.
-
Злоупотребление
психоактивными веществами - неоднократное употребление ПАВ без
назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
-
Профилактика
злоупотребления психоактивными веществами - комплекс социальных,
образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных
на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению
и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию
негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления
психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность,
рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых
половым путем и т.д.).
-
Первичная
профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных
и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к
употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
-
Вторичная
профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальых, образовательных
и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование
болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих
ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.
-
Третичная
профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация комплекс социальных,
образовательных и медикопсихологических мероприятий, направленных
на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих
восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания,
токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательное
учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
-
Образовательная
модель профилактики - основанная на воспитательно-педагогических
методах деятельность специалистов образова тельных учреждений, направленная
на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических
последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного
выбора в пользу отказа от приема ПАВ.
Медицинская модель профилактики - основанная на информационно-лекционном
методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических
(наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей
и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других
психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека,
а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых
медицинских последствий наркомании - заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом,
венерическими болезнями.
-
Психосоциальная
модель профилактики - основанная на биопсихосоциальном подходе
к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами совместная
деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических
учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных
ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа
жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ,
а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных
ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному
со злоупотреблением ПАВ.
-
Реабилитационный
потенциал - прогностическая оценка потенциальных возможностей
наркологического больного к выздоровлению, возвращению в семью и к
общественно полезной деятельности, основанная на объективных данных
о наследственности, социальном статусе, особенностях био-психодуховного
развития, а также тяжести наркологического заболевания. В практическом
отношении - это терапевтическая и социально-реабилитационная перспектива.
-
Центр
реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью - учреждение,
осуществляющее комплекс педагогических, медикопсихологических и социальных
мероприятий, направленных на восстановление психического и социального
статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных
веществ.
Стратегия сдерживания - государственная политика, направленная
на предупреждение (сдерживание) незаконного распространения и роста
злоупотребления психоактивными веществами, а также увеличения масштабов
медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
-
Наркотики
- психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических
средств.
-
Наркомания
- хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления
наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической
зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным
поведением и рядом других патологических проявлений.
-
Токсикомания
- хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными
веществами, не включенными в официальный список наркотических средств.
-
Потребители
наркотиков - лица, приобретающие или хранящие наркотические средства
с целью личного потребления.
Группа риска наркотизации - группа несовершеннолетних и молодежи,
выделенная на основании определенного набора социально-демографических,
личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующаяся
большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными
веществами. Группа риска наркотизации является самостоятельным объектом
профилактики. К ней относятся дети и молодые люди: лишенные родительского
попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного
места жительства; экспериментировав шие с первыми пробами различных
психоактивных веществ; имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные
нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими
отк лонениями.
-
Мониторинг
наркотической ситуации - повторяющиеся с установленной регулярностью
на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей
развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных
психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний
зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами,
отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации).
Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи,
система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным,
отражающим социологические и психологические показатели, и полным,
включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую
ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.
-
Диагностические
тесты на наличие психоактивных веществ - медицинское изделие
в виде бумажных полосок для иммунохроматографического выявления в
моче испытуемого ПАВ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана,
кокаин, амфетамины и др.). Используются монотесты и мультитесты; последние
применяются для диагностики нескольких ПАВ.
Приложение
2
Профилактическая
антинаркотическая работа в образовательных учреждениях общего и начального
профессионального образования
Основные направления
работы:
1.
Профилактическая работа с родителями: заместитель директора по воспитательной
работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог.
1.1.
Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той
микросреде, в которой растет и общается их ребенок: родительский университет,
организация групп родительской поддержки для "проблемных" семей.
1.2. Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию,
случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними:
семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной
защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи "проблемной"
семье.
1.3. Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал наркотизироваться;
уходит из дома; прошел антинаркотическое лечение, находится на реабилитации
и т.д.): консультирование по вопросам "семейного примирения",
информи- рование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового
контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами,
с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам
тематических семинаров-тренингов "Как жить с ребенком, который начал
употреблять ПАВ".
2.
Воспитательно-педагогическая работа с детьми: заместитель директора по
воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической
культуры, учителяпредметники, школьный врач, лекторы - специалисты по
вопросам развития и здоро вого образа жизни.
2.1.
Разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на
формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через
предмет - валеология, ОБЖ, физическая культура).
2.2. Разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных
на предупреждение употребления ПАВ (обучение и воспитание через предмет
- валеология, ОБЖ, литература, история, биология, химия и другие предметы,
формирующие понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости).
2.3. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической
защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.
2.4. Разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий:
тематические "круглые столы", дискуссии и конференции; ролевые
игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ.
2.5. Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками
для оказания поддержки сверстникам с проблемами за висимости от ПАВ.
3.
Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа
в образовательном учреждении Зам. директора по воспитательной работе,
школьный психолог, воспитатель, социальный педагог, школьный врач, специалисты
по вопросам предупреждения безнадзорности, правонарушений, ранней алкоголизации
и наркотизации детей и подростков.
3.1. Организация внутришкольного наркопоста при школьном медицинском кабинете,
включая следующие формы работа: учет обучающихся с "риском"
наркотизации и проблемами наркозависимости; методическое обеспечение просветительской
антинаркотической работы в образовательном учреждении; проведение при
информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики
наркотизации; консультирова ние родителей по проблемам взаимоотношений
с наркотизирующимся ре бенком.
3.2. Организация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение
обучающих программ-тренингов для специалистов образовательных учреждений
по методам и средствам предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой
среде.
3.3. Организация взаимодействия между образовательным учреждением, комиссией
по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой,
органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами
родительского актива и поддержки "проблемных" семей в целях
создания на уровне дома, двора, школьного микрорайона микросреды, благополучной
в отношении распространения психоактивных веществ и употребления их детьми
и подростками.
3.4. Организация условий для проведения на регулярной основе мониторинга
распространенности употребления психоактивных веществ для систематического
анализа наркоситуации в школьном микрорайоне и принятия упреждающих мер,
позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию.
Приложение
3
Профилактическая
антинаркотическая работа в образовательных учреждениях среднего и высшего
профессионального образования
Основные
направления работы
1. Профилактическая
работа с родителями
1.1.
Информирование родителей о случаях наркотизации студента; о целесообразности
внутрисемейного контроля наркотизации на основе доврачебных диагностических
тестов употребления наркотиков.
1.2. Организация среди родителей, нетерпимо относящихся к наркотизации
обучающихся подростков и молодежи, групп родительской поддержки при наркопостах
и кабинетах профилактики, созданных в образовательных учреждениях среднего
и высшего профессионального образования.
2.
Воспитательно-педагогическая работа с подростками и молодежью, обучающимися
в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
2.1.
Разработка превентивных воспитательных и информативных программ, ориентированных
на предупреждение употребления ПАВ в условиях студенческого общежития.
2.2. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов для воспитателей
общежитий образовательных учреждений среднего и высшего профессионального
образования.
2.3. Организация наркопостов и кабинетов профилактики в общежитиях образовательных
учреждений среднего и высшего профессионального образования.
2.4. Проведение регулярных и тематических антинаркотических мероприятий:
тематические "круглые столы", дискуссии, тематические дискотеки
"Молодежь против наркотиков".
2.5. Формирование групп психологической поддержки лиц с проблемами зависимости
среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях
среднего и высшего профессионального образования. Организация взаимодействия
между указанными группами и ру ководством образовательных учреждений.
3.
Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа
в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
3.1.
Разработка методического обеспечения наркопостов и кабинетов профилактики
при образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
3.2. Разработка и внедрение моделей межвузовского центра реабилитации
подростков и молодежи с наркозависимостью и организация подобных центров.
3.3. Организация моделей мониторинга распространенности употребления наркотиков
среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях
среднего и высшего профессионального образования.
Приложение
4
Профилактическая
антинаркотическая помощь семье. Основные направления работы:
1.
Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той
микросреде, в которой растет и общается их ребенок. 2. Предупреждение
случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения
детей, жестокого обращения с ними в семье.
3. Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными
веществами.
4. Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума
благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению
детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных
веществ.
Пути взаимодействия
специалистов и групп социальной поддержки.
Образовательное
учреждение
(заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители,
школьный психолог, социальный педагог, школьный врач)
Органы
внутренних дел. Органы и учреждения социальной защиты населения
Основные
формы и средства антинаркотической помощи семье.
1.
Лекционная - через родительские собрания, семинары, занятия в родительском
университете.
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители,
лекторы - специалисты по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными
веществами, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
и молодежи.
2. Индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных"
дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации,
наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
Заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный
педагог, специалисты психолого-медикопедагогических комиссий, центров
психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
3. Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для
"проблемных" семей.
зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный
педагог, специалисты центров психологопедагогической и медико-социальной
помощи несовершеннолетним и молодежи.
4. Выявление родителей группы "риска" алкоголизации и наркотизации
и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической
помощи.
Школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической
и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи, служб социальной
защиты населения, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав.
5. Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье,
жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию,
наркотизацию, безнадзорное существование.
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, специалисты
служб социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, органов внутренних дел.
6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение)
в случае ухода ребенка из дома.
Социальный педагог, школьный психолог, специалисты служб социальной защиты
населения, работники органов внутренних дел.
Приложение
5
Профилактическая
антинаркотическая работа во внешкольных учреждениях и сфере досуга
Основные направления
работы
Основы
профилактической помощи должны быть развернуты на уровне конкретного муниципального
образования и микрорайона через программы типа "Образовательное учреждение
- микрорайон - семья" при непосредственном участии социальных педагогов
образовательного учреждения, социальных работников службы социальной защиты
населения.
Цель внедрения методов профилактической работы в микрорайоне- обеспечение
преемственности и непрерывности воспитательно-оздоровительной работы с
детьми в образовательной среде.
1.
Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа
в микрорайоне
1.1.
Составление социального паспорта микрорайона с определением "зон
риска", связанных с распространением наркотиков, учетом "трудных
и проблемных семей" микрорайона, нерешенных социальных проблем (наличие
спортивных площадок и секций для детей и подростков, контроль за работой
баров, кафе и дискотек, в которых допускается употребление алкогольных
напитков или психоактивных веществ детьми и подростками).
1.2. Организация на уровне конкретного муниципального образования, микрорайона
под социальным патронажем образовательного учреждения общественных многопрофильных
детско-подростковых клубов; создание клубного пространства с обязательным
привлечением к работе клубов специалистов органов и учреждений по делам
молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений
для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы,
в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и разв лекательных
программ.
1.3. Установление через социальных педагогов образовательного учреждения
взаимодействия с депутатской группой, общественными благотворительными
объединениями, которые работают в микрорайоне и в рамках своей деятельности
оказывают социальнопсихологическую помощь и поддержку проблемным семьям
и детям с риском наркотизации.
2.
Воспитательная антинаркотическая профилактическая работа с детьми и подростками
в микрорайоне
2.1.
Организация и развитие на уровне микрорайона через общественные клубы,
учреждения дополнительного образования детей, центры социально-реабилитационной
направленности различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы
по оказанию поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям микрорайона;
участие социальных педагогов образовательного учреждения, школьного врача
совместно с социальными работниками в организации из числа положительно
ориентированных подростков и молодых людей групп взаимопомощи по предупреждению
употребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи.
2.2. Организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи
по месту жительства (благоустройство микрорайона, проведение микрорайонных
конкурсов на лучшие дворовые площадки); установление через социальных
педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости
населения для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров
на работу подростков во время каникул, в свободное от учебы время.
2.3. Организация летнего спортивно-ориентированного отдыха для детей и
подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел,
а также для детей и подростков из групп риска наркотизации.
3.
Учебно-методическая антинаркотическая профилактическая работа со специалистами
в микрорайоне
3.1.
Разработка для курсов последипломной подготовки и переподготовки социальных
работников и социальных педагогов программ развития активной антинаркотической
работы в семье и микрорайоне, программ организации для детей и молодежи
досуга, свободного от употребления психоактивных веществ.
3.2. Распространение нового социально-педагогического опыта в предупреждении
употребления психоактивных веществ, освещение антинаркотической профилактической
работы в местных средствах массовой информации.
Приложение
6
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ
1.
КОМПЛЕКСНОСТЬ, СОГЛАСОВАННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
- ВЕДОМСТВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
- СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ
- ПЕДАГОГОВ, ШКОЛЬНЫХ И МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ, ВРАЧЕЙ НАРКОЛОГОВ, СОЦИАЛЬНЫХ
ПЕДАГОГОВ, СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И ДР.
- ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ, МУНИЦИПАЛЬНОМ
УРОВНЯХ.
2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ:
- ПО ВОЗРАСТУ
- ПО СТЕПЕНИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В НАРКОГЕННУЮ СИТУАЦИЮ (ЗДОРОВЫЕ, "ПОТРЕБИТЕЛИ",
БОЛЬНЫЕ)
- ОТНОСЯЩИХСЯ К ГРУППЕ РИСКА
3. АКСИОЛОГИЧНОСТЬ (ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ)
4. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (ЭТАПНОСТЬ)
- 1 ЭТАП - НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- 2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- 3 ЭТАП - ПОЛНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ
6. ЛЕГИТИМНОСТЬ
Приложение
7
КОНЦЕПЦИЯ
К А П Р
(КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ)
ЦЕЛИ КАПР
СНИЖЕНИЕ: СПРОСА, ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, ПОСЛЕДСТВИЙ
________
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА: ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ,
__________________ ЗДОРОВЬЯ, ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ;
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
_________________________ УЧРЕЖДЕНИЕ, СЕМЬЯ, ДОСУГ;
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМЫХ
______________________________________________________
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПРОШЕДШИХ ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЮ;
______________________________________________________
СУБЪЕКТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАПР
______________________________
ДЕТИ ПОДРОСТКИ МОЛОДЕЖЬ РОДИТЕЛИ
СРЕДЫ РЕАЛИЗАЦИИ КАПР
____________________
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СЕМЬЯ МЕСТА ДОСУГА
ПРИНЦИПЫ КАПР
____________
КОМПЛЕКСНОСТЬ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ,
АКСИОЛОГИЧНОСТЬ, МНОГОАСПЕКТНОСТЬ,
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ЛЕГИТИМНОСТЬ
ЭТАПЫ КАПР
____________________
I II III
НЕОТЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛНОЕ
МЕРОПРИЯТИЯ МЕРОПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ
ПРОГРАММ
------------------------- |
|